Когда СССР почил в бозе,
границы открылись и наш люд ринулся завоевывать мир, в европах и америках были
шокированы уровнем образованности и кругозора Homo soveticus.
Поразительно – почти все
бывшие граждане 1/7 части земной суши могли найти на карте Австралию и если не
процитировать Шекспира, то, по крайней мере, сказать, что это за личность.
«Ах-ах - восторженно
кудахтали британские и французские либералы – у них лучшая в мире система
образования. Какие они все интеллектуалы».
Но когда с бывшими
советскими гражданами познакомились поближе, восторги постепенно утихли.
Оказалось, что советские граждане знали практически обо всем и… ни о чем
конкретно.
Когда была открыта
Австралия, когда получила независимость, этнический состав, форма
государственной власти, пятерка крупнейших городов – это для подавляющего
большинства советских людей «с кругозором» была «терра инкогнита».
Или Шекспир. Дата
рождения? Или хотя бы век, в котором он родился. Пятерка лучших произведений.
Чем он занимался кроме литературы?
А на просьбу прочесть
что-нибудь из наследия великого русского поэта Александра Пушкина, наши
«образованные» стыдливо опускали глаза и бормотали полузабытые со времен
босоногого детства «Буря мглою небо кроет…»
Оказалось, что советская
система выращивает одинаковых, словно оловянные солдатики «винтики». Те редкие
таланты и гении, которые смогли пробиться сквозь СИСТЕМУ, погоды не делали.
Оказалось, что человека
из СССР на работу брать бесполезно. Вернее, не так. На конвейере, под чутким
руководством они справлялись вполне. Даже кандидаты и доктора наук под
руководством западных профессоров кое-что могли.
Но анализировать
положение вещей, принимать ответственные решения и главное – брать на себя эту
самую ответственность – это уже не наше.
Почему так? Да потому,
что советская система образования была «заточена» под то, чтобы давать стране
людей одинаковых, как оловянные солдатики. Эти солдатики могли быть нескольких
типов – с ружьем или копьем, большего размера или меньшего, но все равно они
выходили ТИПОВЫМИ СЕРИЯМИ.
И те немногие таланты и
гении, которых система не сломала; которые смогли через нее пробиться – не в
счет. Большинство из них, кстати, погибло (в переносном смысле), их превратили
всего лишь в немного большие сосуды, куда можно вкладывать знания.
А вот главного - творческой
работы, умения самостоятельно мыслить советская система образования не давала.
Более того – она умение самостоятельного мышления убивала. Просто потому, что
мыслящие люди есть угроза тоталитарной, насквозь пронизанной господствующей
идеологией, государственной машине.
В общем-то это и было
главной причиной загнивания СССР. Отсюда все отставания и в экономике, и в
науке, и в культуре. Если бы мы не тырили у супостатов их разработки – в ракетно-космической,
ядерной, информационной сферах, была бы совсем беда.
А вот в США система
образования построена по другому принципу. Там дифференциация обучения. Там не
впихивают в ребенка-гуманитария физику и неорганическую химию. И наоборот – в ученика,
который явно тяготеет к математике, не запихивают ненужный ему курс литературы –
захочет, со временем сам прочтет.
В результате, выпускник
американской средней школы, поступая в университет, владел знаниями по физике
лучше, чем советский второкурсник. И главное, американский студент еще со школы
владеет главным навыком – аналитическим мышлением, как дедуктивным, так и
индуктивным.
Когда-то мы смеялись с
анекдота о «тупых американцах», помните? Спрашивают американца, который
работает на фабрике, где шьют американский флаг: сколько на флаге полос? Он
уверенно отвечает: 13. А сколько звезд? Американец: не знаю, я на звездах не
работаю, я работаю на полосах.
Модно смеяться до упада.
Но прежде чем падать, надо вспомнить, что экономика, финансы, армия и наука США
сильнейшие в мире.
Но в советской системе
было и нечто позитивное. А именно – четкая иерархия
школа-ПТУ-техникум-институт-университет. Каждое звено работало на своем уровне,
поглощали свой контингент в соответствии с уровнем его образования.
У нас это все сломано. У
нас столько университетов, что каждый второй экспедитор и сторож имеют дипломы
психологов, экономистов и юристов. Дипломы, но не знания. У нас вузы
превратились в лавки по легальной продаже «корочек».
С другой стороны,
экономика уже чувствует острый дефицит рабочих кадров: станочников, сварщиков,
сантехников, слесарей, плотников. И это действительно проблема.
Только причина всего
этого – далеко в прошлом. В Том СССР, который мы «потеряли».
Кстати, граждане страны «с
лучшей в мире системой образования» почему-то миллионами сидел перед телевизорами
с трехлитровыми банками воды, свято веря, что некий кудесник через телевизор
делает ее целебной, причем от всех болезней.
Миллионы граждан «самой
читающей нации в мире» несли свои деньги в МММ, свято веря в то, что 1000%
годовых – это возможно.
Знаете, каков ежегодный
оборот на украинском рынке услуг экстрасенсов, магов, чародеев, ведьм,
колдуний, знахарей, гадалок, ворожей, ведьмаков и другого подобного люда?
Минимум 130 миллионов
долларов. Это больше, чем годовая прибыль корпорации «Рошен».
Комментариев нет:
Отправить комментарий