среда, 5 августа 2015 г.

Операция "Большой шашлык" или если дурак, то это...

Перед Россией вот-вот опустится Железный занавес. Это мы теперь можем сказать точно. И еще мы можем сказать с уверенностью и облегчением: занавес этот пройдет не по западной – по восточной границе Украины.


Из чего можно сделать такой оптимистический для Украины и трагический для нормальных мыслящих россиян вывод? Все очень просто: надобно для действий режима Путина найти параллели в истории и посмотреть, чем закончилось дело там, в прошлом. Скажете, той глупости, что ее творит российское «наше фсьо» невозможно сыскать аналогии в прошлом? Можно, еще как можно. История – она богата на примеры героизма, самопожертвования, мудрости но и рассказов о глупости человеческой найти в ней можно изрядно.
«История ничему не учит, она лишь наказывает за незнание уроков» - так писал выдающийся русский историк С.М. Соловьев. И был прав, конечно.
Случилось. По распоряжению гения всех времен и народов, великого и ужасного В.В. Путина власти российские приступили к уничтожению «санкционных» продовольственных товаров, буде те перехвачены на границах необъятной, встающей с колен Российской Федерации.
Борьба с засильем харчей, а особенно – вражьих на внутреннем рынке Отечества – дело, конечно, нужное и хорошее, за такие патриотические свершения фермеры, огородники с садоводами и просто рачительные граждане свечи кормчему великому в храмах ставить обязаны в процессе молитвы за многие лета здоровья его могучего ботоксного тела.
Если бы не одно «но»: харчей этих должно быть в стране вдоволь. И не просто вдоволь – они должны быть а) качественными; б) дешевыми, ну и в) вкусными, что тоже, согласитесь очень даже желательно.
Но когда в стране вдоволь только отрубей, а вместо говядины, свинины и аппетитных куриных бедер, именуемых в память о голодных 90-х «ножками Буша» предлагаются биточки из дождевых червей – дело оборачивается куда как в другую сторону.
Нет, сомнительно чтобы люд российский вышел на площади столичные и провинциальные с намерением подержаться за дряблое горлышко фюрера – революциям и даже бунтам нужны буйные вожди, а их в наученном горьком опытом Немцова, Березовского, Литвиненко, Новодворской народе нынче не сыскать.
Но народ хочет кушать. И кушать не только отруби, картофель и дождевых червей под бражку. Народ за годы относительно сытой и условно благополучной жизни при «нефти по 120» привык к сырам заморским, пивку голландскому и украинскому; к водочке «НемироФФ», латвийским шпротам, аргентинской телятинке и испанки моллюскам разнообразным.
И тут мы должны обратить свой взор почти ровно на двести лет назад. Франция начала ХІХ века. Беспрерывные войны с международной коалицией. Войны те возглавлял гениальный Наполеон Бонапарт с рейтингом популярности среди французов примерно 86%. Вперед, с нами Наполеон! Покажем Европе «Кузькину мать»! И показывали, было…
Но вот беда: коалицию против Франции возглавляла Англия. А Англия, как известно – это остров, хоть и большой. Наполеон, конечно, легко показал бы злокозненной Англии ту самую мать с помощью «больших батальонов», да только попасть в Англию тем батальонам было непросто – на море господствовал аглицкий флот.
И тогда Наполеон удумал задушить Англию экономически. На то время эта страна была самой передовой в техническом и технологическом плане, оттого вырабатываемые на ее предприятиях ткани, скобяные и гончарные изделия, ботфорты и сапожные щетки; ножи, бусы, карманные зеркальца и пуговицы были самыми качественными и самыми дешевыми. Плюс колониальные товары – сахар, кофе, чай, табак, который возил в Европу чудовищный по своим размерам английский флот.
Вот Наполеон и подумал: а что ежели злокозненную поставить на колени, отказавшись от ее товаров? Ежели Англия перестанет поставлять свои товары в Европу – она быстро загнется.
Сказано – сделано. Быстро проведя необходимую пропагандистскую кампанию с помощью послушной прессы и продажных журналистов, которые начали изображать Англию в виде оборванной тетки в последней стадии анорексии – так по замыслу Наполеона должна была выглядеть вражина после его санкций, Наполеон ввел Континентальную блокаду.
Затея, надо сказать – весьма дурацкая. Наполеон вообще был горазд на дурацкие выдумки и авантюры, вопреки ореолу гения, который ему слепили потомки. Он был гениальным военачальником, непревзойденным тактиком – это правда. Он был энергичным и умным администратором, это тоже верно. Но как стратег и политик…
Вернемся к Континентальной блокаде. Обычно блокируют неприятеля. Нормальные люди, если имеют на то достаточно сил, окружают лагерь противника своими войсками, или, например, остров – флотом, и удушают блокируемых точно анаконда, медленно но уверенно. Тактика, выработанная тысячелетиями.
Но ведь это – Англия! Она на острове. А флот английский способен показать «Кузькину мать» кому угодно и где угодно. Что делать?
И тогда Наполеон объявил, что он будет блокировать… Самого себя. То есть, заблокирует Францию и покоренные ею страны Европы (а это почти все страны) от английских товаров. Такой себе прообраз Железного занавеса, который опустил СССР полутора столетиями позднее.
Догадываетесь, Читатель, что было дальше? Правильно, буйным цветом расцвела контрабанда. А побережье у Европы вон какое! А флот у голландцев – не маленький. Флоту тому делать нечего, ибо англичане в ответ на происки Наполеона, заблокировали все пути к колониям не только Голландии, но и других стран, Франции в том числе. Голландскому, датскому, германскому торговым флотам и даже французским кораблям, дабы их владельцы не разорились, осталась одна работа: возить контрабанду.
А еще оказалось, что хоть Наполеон и имел у своих подданных рейтинг 86%, но ради него отказываться от любимого кофе по утрам да обязательно с сахарком никто не спешил. Нет, французы, конечно, понимали политику партии и полностью ее поддержали! Они были даже за то, чтобы вместо белья из тонкого английского полотна носить домотканую холстину. Но… делать это должен был кто-то другой Жак кивал на Ива, а Кет – на Мадлен.
Немедленно буйным чертополохом расцвел черный рынок. И выполоть этот чертополох Наполеон никак не мог, ибо на черном рынке затаривались не только Жак и Кет, но чиновники, которые должны были с ним бороться, а также их начальники, вплоть до министров. Не помогали ни аресты, ни конфискации ни даже расстрелы.
Но хуже всего дело обстояло с контрабандой. Ее поток увеличился не в разы – в десятки раз. Наполеон смещал таможенных чиновников и даже расстреливал их – не помогало. Наполеон отправлял в совместные с таможней патрули солдат, но… Верные до самозабвения Наполеону в бою, солдаты вдруг оказывались бессильны перед простым мешочком, в котором позвякивали тяжелые монетки.
Трудно устоять от соблазна, если тебе только за то, что ты несколько часов ночью будешь патрулировать берег не здесь, а во-о-он там предлагают сумму, равную твоему жалованию за год. Контрабандисты могли себе позволить запредельные взятки. Контрабандисты даже шли на риск быть пойманными и расстрелянными – ведь цены на английские товары подскочили в разы. Овчинка стоила выделки.
Наполеон, дабы запугать торговцев и контрабандистов, а также устыдить несознательных граждан, не спешивших расставаться с привычкой к «сладкой» жизни, пошел на невиданное. Во все времена конфискованные товары, в т.ч. и контрабандные, государство пускало в продажу в свою пользу, через специальную торговую сеть. Наполеон же приказал товары жечь. Безмолвные толпы народу угрюмо наблюдали, как пылали облитые маслом огромные кучи тканей, сахара, пряностей, какао и прочих богатств. Удушливые дымы поднялись над всей Европой.
Но оказалось, что все эти меры контрабандистам – словно слону дробина. Видный историк советского периода Тарле, писал в своей книге про Наполеона, что когда в Европе говорили о его непобедимости, контрабандисты только ехидно ухмылялись.
Самое страшное, что уничтожение товаров больно ударило именно по финансам Франции. А как иначе: товары эти уже были оплачены, т.е. золото ушло из страны, но вместо того, чтобы быть проданными и как-то компенсировать отрицательный платежный баланс, они уходили в дым. Правда, не все. Ибо часть якобы уничтоженных товаров прилипала к рукам тех, кто этим занимался, и вновь оказывалась на черном рынке.
Выяснилось, что Континентальная блокада, вместо того чтобы разорить Англию, стала ее обогащать. Английским буржуинам ничего и делать было не надо – только повышать цены на свою продукцию для экспортеров. Остальное делали контрабандисты. А Франция наоборот, несла огромнейшие убытки. Конечно, Наполеон за счет ограбления покоренных стран и народов эти убытки компенсировал, но… Но удержав на плаву финансы, он угробил промышленность. Ибо те же ткачи в Лионе не могли конкурировать с английскими товарами и массово разорялись.
Наполеон бесился. Он отказывался признать, что его безумная выдумка – ошибка. К этому времени он уже успел забронзоветь в своем величии, уверовав в собственную исключительность. Даже великие падки на лесть, даже великие становятся жертвой собственной пропаганды…
Наполеон считал, что это не проект плох, а – исполнители. И ужесточал репрессии не только в отношении чиновничества, но и в отношении потребителей товаров. И в отношении перевозчиков этих товаров. Делая их таким образом, своими врагами. Ладно, французы – часть особенно патриотичных из них согласны были пить родниковую воду вместо чая. Но покоренные немцы, голландцы, итальянцы, австрийцы… Во имя чего и кого они должны были терпеть?
Оппозиция Наполеону росла и только ждала времени, чтобы вырваться из подполья. И она вырвалась, стоило его власти хоть немного ослабнуть. Это случится в 1813 году, после неудачного похода в Россию.
Кстати, наполеон понимал всю бесперспективность войны в России – он ведь был все же гениальным военачальником. Понимал, но все же войну ту начал. Почему? Все очень просто: он стремился заставить Россию добросовестно участвовать в Континентальной блокаде…
История, возможно, и не учит ничему, особенно дураков. Но она карает за пренебрежение к себе. Очень жестоко карает.
Поступила информация о том, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации готовит предложения по введению продовольственного эмбарго в отношении еще шести стран, включая Украину. Это, друзья означает, что Железный занавес имени Наполеона Бонапарта будет опущен на восточных границах Украины.
Мы остаемся в Европе. Россиянам же скажем: счастливого плавания. Не только дождевые черви очень питательны, как утверждают новосибирские академики, предложившие заменить ими аргентинскую говядину. Тараканами можно заместить импорт сыра из Украины; саранчой – свинину из Дании, а цикорием – шоколадки ненавистного Порошенко…
А мы не гордые строители «Русского мира». Мы не претендуем на «особую миссию». Мы нальем себе кофейку, плеснем туда немного коньячку и закусим великолепным черным «Рошеном» (не примите за рекламу).
И вспомним на досуге, чем закончилась авантюра Наполеона Бонапарта. А ведь и Путин – это далеко не Наполеон…

С наилучшими пожеланиями
приятного аппетита,

ПАВЛО  ПАВЫЙ

3 комментария:

  1. Спасибо за статью, Павел. Интересные исторические аналогии ...

    ОтветитьУдалить
  2. Эх, столько аналогий удачных и губительных найдено было за путинскую эру...А карлик всё чахнет...


    ОтветитьУдалить