Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 3 июня 2018 г.

О лучшей в мире системе образования, МММ и трехлитовой банке воды


Когда СССР почил в бозе, границы открылись и наш люд ринулся завоевывать мир, в европах и америках были шокированы уровнем образованности и кругозора Homo soveticus.


Поразительно – почти все бывшие граждане 1/7 части земной суши могли найти на карте Австралию и если не процитировать Шекспира, то, по крайней мере, сказать, что это за личность.
«Ах-ах - восторженно кудахтали британские и французские либералы – у них лучшая в мире система образования. Какие они все интеллектуалы».
Но когда с бывшими советскими гражданами познакомились поближе, восторги постепенно утихли. Оказалось, что советские граждане знали практически обо всем и… ни о чем конкретно.
Когда была открыта Австралия, когда получила независимость, этнический состав, форма государственной власти, пятерка крупнейших городов – это для подавляющего большинства советских людей «с кругозором» была «терра инкогнита».
Или Шекспир. Дата рождения? Или хотя бы век, в котором он родился. Пятерка лучших произведений. Чем он занимался кроме литературы?
А на просьбу прочесть что-нибудь из наследия великого русского поэта Александра Пушкина, наши «образованные» стыдливо опускали глаза и бормотали полузабытые со времен босоногого детства «Буря мглою небо кроет…»
Оказалось, что советская система выращивает одинаковых, словно оловянные солдатики «винтики». Те редкие таланты и гении, которые смогли пробиться сквозь СИСТЕМУ, погоды не делали.
Оказалось, что человека из СССР на работу брать бесполезно. Вернее, не так. На конвейере, под чутким руководством они справлялись вполне. Даже кандидаты и доктора наук под руководством западных профессоров кое-что могли.
Но анализировать положение вещей, принимать ответственные решения и главное – брать на себя эту самую ответственность – это уже не наше.
Почему так? Да потому, что советская система образования была «заточена» под то, чтобы давать стране людей одинаковых, как оловянные солдатики. Эти солдатики могли быть нескольких типов – с ружьем или копьем, большего размера или меньшего, но все равно они выходили ТИПОВЫМИ СЕРИЯМИ.
И те немногие таланты и гении, которых система не сломала; которые смогли через нее пробиться – не в счет. Большинство из них, кстати, погибло (в переносном смысле), их превратили всего лишь в немного большие сосуды, куда можно вкладывать знания.
А вот главного - творческой работы, умения самостоятельно мыслить советская система образования не давала. Более того – она умение самостоятельного мышления убивала. Просто потому, что мыслящие люди есть угроза тоталитарной, насквозь пронизанной господствующей идеологией, государственной машине.
В общем-то это и было главной причиной загнивания СССР. Отсюда все отставания и в экономике, и в науке, и в культуре. Если бы мы не тырили у супостатов их разработки – в ракетно-космической, ядерной, информационной сферах, была бы совсем беда.
А вот в США система образования построена по другому принципу. Там дифференциация обучения. Там не впихивают в ребенка-гуманитария физику и неорганическую химию. И наоборот – в ученика, который явно тяготеет к математике, не запихивают ненужный ему курс литературы – захочет, со временем сам прочтет.
В результате, выпускник американской средней школы, поступая в университет, владел знаниями по физике лучше, чем советский второкурсник. И главное, американский студент еще со школы владеет главным навыком – аналитическим мышлением, как дедуктивным, так и индуктивным.
Когда-то мы смеялись с анекдота о «тупых американцах», помните? Спрашивают американца, который работает на фабрике, где шьют американский флаг: сколько на флаге полос? Он уверенно отвечает: 13. А сколько звезд? Американец: не знаю, я на звездах не работаю, я работаю на полосах.
Модно смеяться до упада. Но прежде чем падать, надо вспомнить, что экономика, финансы, армия и наука США сильнейшие в мире.
Но в советской системе было и нечто позитивное. А именно – четкая иерархия школа-ПТУ-техникум-институт-университет. Каждое звено работало на своем уровне, поглощали свой контингент в соответствии с уровнем его образования.
У нас это все сломано. У нас столько университетов, что каждый второй экспедитор и сторож имеют дипломы психологов, экономистов и юристов. Дипломы, но не знания. У нас вузы превратились в лавки по легальной продаже «корочек».
С другой стороны, экономика уже чувствует острый дефицит рабочих кадров: станочников, сварщиков, сантехников, слесарей, плотников. И это действительно проблема.
Только причина всего этого – далеко в прошлом. В Том СССР, который мы «потеряли».
Кстати, граждане страны «с лучшей в мире системой образования» почему-то миллионами сидел перед телевизорами с трехлитровыми банками воды, свято веря, что некий кудесник через телевизор делает ее целебной, причем от всех болезней.
Миллионы граждан «самой читающей нации в мире» несли свои деньги в МММ, свято веря в то, что 1000% годовых – это возможно.
Знаете, каков ежегодный оборот на украинском рынке услуг экстрасенсов, магов, чародеев, ведьм, колдуний, знахарей, гадалок, ворожей, ведьмаков и другого подобного люда?
Минимум 130 миллионов долларов. Это больше, чем годовая прибыль корпорации «Рошен».

Комментариев нет:

Отправить комментарий